Светлая музыка светлого человека Пионер клавишных, талантливый музыкант, композитор и продюсер Джордж Дюк (George Duke) родился 12 января 1946 года в Сан-Рафаэле, штат Калифорния. Дюк — из того поколения музыкантов, кого к джазу привел госпел. Именно в церкви маленький Джордж впервые услышал, как играют на фортепиано и электрооргане, и в семилетнем возрасте начал учиться играть на рояле. К подростковому возрасту он профессионально играл джаз; ещё школьником он выступал в трио с певцом Элом Джерро. Тем не менее, высшее музыкальное образование он получил академическое, окончив в 1967 году Консерваторию Сан-Франциско, где специализировался по тромбону, причём второй его специальностью был контрабас. К этому моменту у него уже вышла дебютная пластинка, «The George Duke Quartet Presented by the Jazz Workshop» (1966). После окончания консерватории Дюк какое-то время играл в составе биг-бэнда Дона Эллиса и в 1969 году случайно услышал по радио запись французского джазового скрипача Жан-Люка Понти. Услышанное произвело на Джорджа такое впечатление, что он начал разыскивать Понти через своих знакомых в музыкальном бизнесе. Продюсер лейбла «Pacific Jazz» Дик Бокк свёл Дюка и Понти, и в том же году они записали альбом «The Jean-Luc Ponty Experience with the George Duke Trio», декларируя ранний джаз-рок — соединение «прямой» энергичной электрифицированной ритм-секции (сам Дюк играл в этой записи на электропиано) и столь же энергичной джазовой импровизации. В том же году Дюк и Понти вошли в состав одной из самых сильных калифорнийских рок-групп — "Mothers of Invention", которой руководил уникальный гитарист Фрэнк Заппа. Хотя в гастрольном составе группы Дюк пробыл недолго, он много записывался с Фрэнком Заппой на протяжении 1970-х — его мощная игра на клавишных инструментах звучит на самых разноплановых и разностилевых альбомах. В это же время он записывался с Жан-Люком Понти на его сольных альбомах в джаз-роковом ключе, а с саксофонистом Кэннонболлом Эддерли — в джазовой стилистике; мало того, в те же годы он освоил и бразильскую музыку, записываясь с вокалисткой Флорой Пурим и перкуссионистом Аирто Морейра. В последующие годы он выпустил множество коммерчески удачных альбомов, на которых он пел и стилистика которых колебалась между ритм-энд-блюзом, фанком и фьюжн (так, альбом «Reach for It» получил «золотой» статус), но его высокая репутация в музыкальном мире продолжала основываться на его великолепной инструментальной игре. Хотя с годами стилистика сольных работ Дюка от фьюжн (например, в совместных проектах с барабанщиком Билли Кобэмом) ушла к коммерческому соул и диско, он не оставлял и джаз. Хотя Джордж долгое время почти не играл его сам, он продюсировал многие записи своей двоюродной сестры — джазовой певицы Дайан Ривз –—начиная с 1977 года. Для первой работы с Ривз он пригласил басиста Стэнли Кларка, и сотрудничество получилось настолько удачным, что в следующие три десятилетия Дюк и Кларк регулярно записывались вместе и время от времени отправлялись в совместные турне. Тем не менее, производство пластинок для других артистов на какое-то время даже заняло в работе Дюка больше места, чем собственная музыка. Как умелый и удачливый продюсер, он в 80-е годы выпускал альбомы Смоки Робинсона, Мелиссы Манчестер, Глэдис Найт, «The Pointer Sisters» и многих других — большинство этих работ не имело отношения к джазу ни в каком виде, но зато многие продавались сотнями тысяч экземпляров и занимали высокие места в хит-парадах. И всё равно высокие качества Дюка-клавишника раз за разом приводили его в звукозаписывающие студии с другими артистами и продюсерами. Его игра звучит не только у Майкла Джексона (на альбоме «Off the Wall») и соул-дивы Ареты Франклин, но и у Сани Роллинса, Эла Джерро, Фредди Хаббарда, Джорджа Бенсона и даже у Майлса Дэйвиса (на альбомах «Tutu» и «Amandla»). Джордж Дюк — это сорок лет карьеры и собственный стиль, сплавивший фанк, джаз, рок, поп и соул. Это беспредельная стилистическая всеядность и уместность в любом контексте. Десятки сольных альбомов, почти каждый — хит и событие. Это, наконец, атмосфера всеобщей безграничной радости и света на всех его выступлениях. Великий музыкант скончался 5 августа 2013 года от лимфолейкоза. 10 августа Джордж Дюк должен был выступить в нью-йоркском клубе «B.B. King’s» на 42 улице. В память о музыканте клуб решил не отменять его ангажемент, но провести концерт его памяти. Ландыш Рифовна Сайт музыканта - http://www.georgeduke.com/ #GeorgeDuke #JazzComposer #JazzPiano #JazzCalendar #12JanuaryJazz #ЛандышАхметгараева Источник - http://www.jazz.ru/mag/

Теги других блогов: музыка джаз Джордж Дюк