Люблю его Величайший из самоучек и разносчик газет, однажды проходя в этом качестве мимо музыкального магазина, увидел гитару, которая ему очень понравилась на вид. Это событие стало вторым рождением двенадцатилетнего Барни Кёссела.
Бернард Барни Кессел родился 17 октября 1923 года в Маскоги, штат Оклахома, в многодетной еврейской семье, иммигрировавшей в Штаты из Европы, — Абрама Кессела и Рут Райшер, его второй жены российского происхождения.
К гитаре, которую тогда купил Барни, прилагалось скромное пособие о том, как её освоить за несколько минут, что только подогрело его желание. А в итоге подожгло! Помимо пособия, в ход пошли граммофонные пластинки, радиопередачи, а также игра в клубах и на школьных музыкальных вечеринках — всё то, что поддерживало его музыкальный костёр в те времена. Но ровно до той поры, пока он не осознал, что пора заняться поиском собственного стиля, продолжая набираться опыта у великих коллег. Когда Барни стукнуло шестнадцать лет, то именно великий гитарист-маэстро Чарли Крисчиен, его земляк, выступавший с Бенни Гудманом, специально приехал послушать игру юного Кессела и "джемануть" с ним. "Все, что я тогда умел, было его музыкой, но настало время придумать что-то своё" — вспоминал сам Барни.
Следуя заветам своего кумира Чарли Крисчиена, он достаточно быстро изменил свою жизнь, уже полностью отдавшись выбранному пути. Однако первое предложение гастролей в качестве гитариста оказалось, буквально, очень смешным, поскольку оно последовало от братьев Маркс ("Marx Brothers") — популярного комедийного шоу-квинтета, тоже еврейских иммигрантов, прославившихся в немом синематографе наряду с Чарли Чаплиным и Бастером Китоном. Но судьба есть судьба, и впоследствии Барни Кессел сочинит и запишет невероятное количество музыкальных номеров для кино и телепередач, в том числе и благодаря своему необыкновенному чувству юмора.
Немного о кино. В 1944 году Барни попал в чудесную компанию на съёмках фильма "Jammin' the Blues". Компания оказалась поистине великолепной: саксофонист — Лестер Янг, басист – Рэд Каллингер, пианист — Марлоу Моррис, трубач — Гарри Эдисон, с Джо Джонсом на ударных и многими другими музыкантами-легендами — кстати, без Нормана Гранца тоже не обошлось. От себя добавлю, что "Оn the Sunny Side of the Street" в исполнении прекрасной Мари Брайант в этом фильме является одной из моих любимых интерпретаций этой песни. Но неожиданнее всего было то, что Барни Кессел оказался единственным белым музыкантом в кадре этого удивительно тёплого, небольшого и естественным образом "поддымлённого" фильма — половина музыкантов играют ещё и покуривая. Существует легенда, что Барни Кесселу поливали руки тёмными сортами сока, чтобы они "вписывались" в кадры крупного плана, но главное в том, как он уже "круто" играет в то время, уступая своим коллегам лишь эмоционально — из-за некоторой внутренней напряжённости.
К 1947 году Барни Кeссел становится уважаемым гитаристом, его репутация среди джазменов неуклонно растёт, и в 1952-м он входит в состав трио Оскара Питерсона с Рэем Брауном и отправляется с ними в годовое турне. Здесь стоит отметить, что место гитариста в коллективах Питерсона было сложной задачкой, поскольку любимый конёк Оскара Питерсона — быстрые темпы. После ухода Барни из трио его сменил замечательный Хёрб Эллис. С того же 1947 года Кессел записывается на студии "Dial Records" под руководством Чарли Паркера в пятой из тринадцати джазовых сессий "Relaxin' at Camarillo", в которых приняли участие почти все джазовые "сливки" того времени, а также участвует в записях "Charlie Parker on Dial", которые целиком были изданы на "Spotlite Records" в "8-томном" виниловом издании в 1970 году.
Постоянно погружаясь в работу в поисках новой палитры для творчества, Кессел постепенно "находит" любимый для себя формат джазового трио с басистом и барабанщиком. Именно в таком составе он ощутил себя наиболее свободно: и как изобретатель поющих пальцевых "подтяжек" на джазовой гитаре, и когда он мог повибрировать весь аккорд, используя большую струнную подставку полуакустики вместо отсутствующей тогда "качалки", и в абсолютном полёте своей фразировки, и в разработанной им "каскадно-арпеджированной" технике, которая уже давно стала школой для гитаристов.
В 50-е он начинает записывать серию альбомов в составе трио "The Poll Winners": этот проект, растянувшийся на три десятилетия, создавался вместе с Рэйем Брауном и барабанщиком Шелли Мэнном. К 1955 году выходят в свет три его сольные пластинки — "Easy Like", "Kessell Plays Standards" и "To Swing or Not to Swing", содержащие самые блестящие работы, сыгранные в то время, плюс его незабываемая игра в "How High the Moon" с Санни Роллинсом, да и многое-многое другое. В 1958-м Кессел записывает пластинку "Modern Jazz Performances from Bizet's Carmen", или "Kessel Plays Carmen", пригласив для этой записи пианиста Андре Превина, на вибрафоне Виктора Фельдмана, барабанщика Шелли Мэна, а в целом в записи приняли участие тринадцать музыкантов. Еще одной известной аранжировкой Кессела стала его версия "Here Сomes a Bride".
Следующее десятилетие Кессел встретил в качестве одного из самых востребованных гитаристов в Голливуде и остался им уже навсегда. Его гитара давно уже звучит на сотнях записей, включая популярные песни, саундтреки к кинофильмам, да и к рекламным роликам тоже. В эпизоде телесериала "Perry Mason" Барни сыграл небольшую роль джазового гитариста по имени Барни. Вообще же за свою карьеру он выступал и записывался с Марлен Дитрих, Фредом Астером, Дорис Дэй, Фрэнком Синатрой, Эллой Фицджеральд, Сарой Вон, с оркестрами Арти Шо, Бенни Гудмана, Чарли Барнета, с Элвисом Пресли, Барброй Стрейзанд, с группами "The Beach Boys" и "The Monkees" — и это лишь немногие имена и названия из огромного списка.
В 1967-м Кессел издал книгу с незатейливым названием "The Guitar", которая содержала в себе не только уроки игры, но и советы, как выбрать гитару, струны, звукосниматели и как аккомпанировать в различных стилях. В том же 1967 году он открыл музыкальный магазин, прямо по соседству со зданием "Capitol records". За три с небольшим года существования магазина его клиентами становились и Джон Леннон, и Джордж Харрисон, и Фрэнк Заппа, и многие другие рок-кумиры того времени, зачастую называвшие Барни в своих интервью лучшим гитаристом в истории, а Пит Тауншенд из "The Who" посвятил ему свою композицию "To Barney Kessel" на своём альбоме "Scoop" 1983 года. Кроме того, Барни дал работу в своём магазине молодому гитарному мастеру Бернардо Рикко, который впоследствии открыл собственную компанию "Би Си Рич" по производству гитар, а начиная с 1961 года американский производитель гитар "Gibson" представил несколько моделей под именем "Barney Kessel", которые выпускались вплоть до середины 70-х и полюбились многим музыкантам. Кессел записал и несколько "мастер-классов" в видеоформате.
В 70-е Кессел часто жил и выступал в Европе, по всему миру воплощал свою идею "The Effective Guitarist", а также собрал и выступал с трио "The Great Guitars", куда вошли Чарли Бёрд и Хёрб Эллис. Помимо участия во множестве гастролей они записали три совместных альбома. Сам Кессел рассказывал об этом сотрудничестве: "мы вновь переигрывали Эру свинга с различных сторон гитарного искусства".
Его сыновья Дэвид и Дэниэл последовали примеру отца и стали музыкантами. Последнее гастрольное турне Барни Кессела состоялось в 1992 году, но после случившегося с ним инсульта он практически не выступал. Умер Барни 6 мая 2004 года, в своем доме в Сан Диего, в возрасте 80 лет.
Я задался вопросом, что же меня уже столько лет привлекает в игре великого Барни. Может быть, его особенный, более "резвый" звук — в отличие от звука джазовых гитаристов той эпохи, или его почерк, или его особенная манера блюзовать — на мой взгляд, предвосхитившая эпоху рок-н-ролла. И, пробиваясь через свои "или", я вдруг вспомнил о вспыхнувшей любви к гитаре юного разносчика газет.
Игорь Илюшин
Читайте также эссе Екатерины Селяниновой: vk.com/wall-43416763_13198
и Виктора Гривцова: vk.com/wall-43416763_24404
#BarneyKessel #БарниКессел #JazzCalendar #ИгорьИлюшин #JazzGuitar #17OctoberJazz